Распечатать

Обрядовый праздник обновления природы

Новой звезды рождение
Праздную ночью тихой,
Песню благодаренья
Спел человек Ыхмифа

На земле Ыхмиф (так нивхи называют остров Сахалин) прошел обрядовый праздник обновления природы, имеющий двойное название Питул или Чир Ань. Иначе говоря, новый летний год на языке одного из коренных народов Севера Сахалина. С древних времен до 1927 года прошлого века – это было традиционное действо.

Пережив зиму, нивхи спускали лодки и сплавлялись по реке Тымь (вторая по протяженности река на острове) из села Чир-Унвд до поселка Ноглики, где устраивали праздник: обменивались подарками, демонстрировали искусство игры на национальных инструментах, свое мастерство в изготовлении поделок и в приготовлении национальных блюд. Молодые нивхи состязались на импровизированных спортивных аренах, девушки исполняли танец с веточками. В том числе, и для того, чтобы присмотреть невесту, не дать погаснуть очагу рода, нужен был этот праздник.

Он был воссоздан в 2013 году. Почти три года нивхский писатель Владимир Санги с соратниками боролись за его возрождение. В упорстве им не откажешь, удалось доказать важность сохранения традиций, решить финансовые и организационные вопросы. Кроме того, пришлось строить лодки-долбленки. Хорошо, что нашлись мастера в селе Чир-Унвд и поселке Ноглики, которые еще помнили древний промысел. Но все удалось. Учредителем мероприятия выступило Министерство культуры Сахалинской области, организатор — областной центр народного творчества, при финансовой поддержке компании «Сахалин Энерджи» в рамках проекта «План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области».

После трехдневного путешествия лодки встречали на берегу реки Тымь в поселке Ноглики, где праздник получил свое логическое завершение.

Рассказывает Дмитрий Мавгун: «Я мечтал о сплаве несколько лет, но только сейчас удалось сделать лодку и пройти водным маршрутом моих предков. Нас 20 человек участвовало в путешествии. Провели обряды изгнания злых духов со старых стойбищ, обряды кормления хозяина воды и хозяина огня. Они называются Чух-чух, точного перевода этого слова нет, это не действие, а скорее просьба – «отдай», то есть наполни реку рыбой, подари удачу на охоте, не дай погаснуть домашнему очагу».

Во время праздника прошел совет старейшин. На нем было решено создать на территории Ногликского района культурно-образовательный центр по возрождению народа нивгун (самоназвание нивхов), организовать детский лагерь по изучению традиционного образа жизни и родного языка коренных народов Севера Сахалина. Чтобы все эти начинания прошли успешно, старейшины должны совершить восхождение на самую высокую точку Сахалина – гору Лопатина. Нивхи, чтобы защититься от злых духов, называют ее «Бугорок», скрывая за незначительностью названия подлинное величие и священную силу горы.

- «Не знаю, - говорит Владимир Михайлович, - смогу ли я подняться на нее в свои 80 лет, но у подножья обязательно проведу обряд очищения от тех наслоений, которые моему народу навязаны извне. Мы должны вернуться к своим очагам, к своим богам, к опыту наших предков».

В этом году классик нивхской литературы отметил свое 80-летие. Юбилей широко отмечается не только в Сахалинской области, но и в Париже и в Москве. Владимир Михайлович, при поддержке Правительства области, компании «Сахалин Энерджи», принял участие в круглом столе «Сохранение и популяризация культурного и языкового наследия коренных народов Севера Сахалина (нивхов)», организованного под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Затем прошли знаковые торжественные мероприятия в Москве и на острове. Да и этот обрядовый праздник – еще один повод вспомнить о Владимире Михайловиче, не только как о писателе, но и как об идейном вдохновителе своего народа.

Как стрелка компаса всегда указывает на север, так и он всегда нацелен на возвращение к истокам, традициям и культуре своего племени. Даже с учеными в полемику вступил, пытаясь доказать, что в начале нашей эры нивхи имели мощное государство, грозили своими каменными стрелами Китаю, обращая его в свое подданство, и Китай трепетал. Целый фортификационный комплекс он нашел на Арковской косе (северной оконечности вытянутого острова, отделяющего Чайвенский и Ныйский заливы от Охотского моря). Для проверки этой интересной теории сотрудниками Сахалинского краеведческого музея была предпринята экспедиция. К сожалению, гипотеза не получила научного подтверждения. По мнению специалистов искусственные «валы», «рвы» и «улицы» - это ничто иное как «многочисленные генерации береговых валов, вытянутых в субмеридиональном направлении и имеющих развитые формы золового рельефа (дюны, котлы выветривания)». А жаль, красивая была история.

В своих предположениях он пошел еще дальше. На основе изучения эпоса Сахалинских нивхов предположил, что в древние времена его народ жил на острове Хоккайдо, по-нивхски «кокайду» («ко» означает «битый лед», «кай» - «вытечет», «ду» - «озеро, вода»). Подходящее под это описание озеро на Хоккайдо действительно есть. Если верить мифам, а древние сказители не имели права менять в них ни одного слова, на японском острове жило древнее нивхское племя, в котором родился герой эпоса, а позже переехал в бухту Лососей в заливе Анива. Так ли это было на самом деле, сказать трудно, но эта теория имеет право на существование. По цепочке поколений все истории передавали в изложении далекого первого рассказчика, пока Владимир Санги не записал их на магнитофон. Для этого он совершил ряд фольклорных экспедиций еще в 70-х годах прошлого столетия. Владимир Михайлович выиграл грант, некоторое время работал профессором Токийского государственного университета. Специалисты фирмы Sony перевели записи с разрушающихся магнитофонных лент на цифровые носители, спасли уникальные тексты, а в конце 2013 года, благодаря поддержке компании «Сахалин Энерджи», вышел в свет «Эпос сахалинских нивхов».

Сегодня юбиляр работает над продолжением эпоса. По мнению Владимира Санги, только изучив прошлое, приняв его, нивхский народ может восстановиться как этнос, вернуть родной язык.

Дополнительная информация:
Ни́вхи
- коренная малочисленная народность, проживающая на территории Российской Федерации около устья реки Амур (Хабаровский край) и на острове Сахалин. Нивхи заселили остров в период позднего плейстоцена, когда остров был соединен с Азиатским материком. Но во время ледникового периода океан поднялся, и нивхи оказались разделенными Татарским проливом на 2 группы. Полагают, что самое раннее упоминание о нивхах в истории – китайские хроники XII века. В них говорится о народе гилями (кит. 吉列迷 Jílièmí), который был в контакте с правителями монгольской династии Юань в Китае. Письменность существует с 1932 г. на основе латинского, а с 1953 г. — на основе русского алфавита. Численность — свыше 4500 человек, из которых около 3 тысяч проживают на Сахалине. Основные традиционные занятия – рыболовство, промысел морского зверя, а также пушной промысел и собаководство.